Часто задаваемые вопросы

В каких случаях полис ОМС подлежит замене. На каких условиях можно получить новый полис при утрате старого?

Если на руках находится полис уже несуществующей страховой медицинской организации, то его необходимо заменить. В случае изменения ФИО, пола, даты и места рождения застрахованного лица выдается новый полис. В случае утраты страхового медицинского полиса застрахованный обязан лично или через своего представителя известить об этом страховую медицинскую организацию и получить дубликат. И в первом, и во втором случае необходимо написать заявление. Форму заявления вам дадут в страховой компании, или его можно скачать у нас на сайте в разделе «Скачать дополнительно»

Медицинская организация предлагает оплатить обследование или лечение, назначенное лечащим врачом. Правомерно ли это?

Если лечебное учреждение предлагает вам оплатить услуги, необходимо обратиться в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС (телефон указан на полисе) и удостовериться, что данная услуга действительно платная. Если вы уже заплатили за медицинские услуги, необходимо сохранить чеки (или же другие платежные документы, подтверждающие оплату), чтобы потом обратиться в страховую компанию с заявлением о рассмотрении вопроса о законности взимания денег. Таким образом, в каждом случае, когда предлагают оплатить медицинские услуги, необходимо в первую очередь получить консультацию по данному вопросу в страховой медицинской организации, выдавшей страховой полис ОМС. 

Может ли страховая организация возместить расходы, затраченные на лечение и обследование в коммерческой клинике?

Нет, не может. В соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, средства ОМС имеют исключительно целевое назначение: для оплаты медицинской помощи, оказанной по программе ОМС застрахованным по ОМС гражданам в медицинских организациях, работающих в системе ОМС, и направляются в медицинские организации, в которых эта помощь была предоставлена.

Можно ли компенсировать затраты на медикаменты, приобретенные за свой счет?  

Если лечение проводилось амбулаторно, то компенсация затрат не предусмотрена. Если лечение было стационарным и больной за счет личных средств приобретал те медикаменты, которые на момент лечения должны были находиться в лечебном учреждении (входили в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и расходных материалов, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи, используемый при реализации программы госгарантий), то он вправе требовать компенсацию с учреждения. Для этого можно обратиться с заявлением в страховую медицинскую организацию для защиты своих прав. Кроме того, если вы относитесь к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (федеральные льготники), либо в соответствии с нормативными актами субъекта РФ являетесь региональным льготником, вы имеете право на получение лекарственных средств для амбулаторного лечения по льготному рецепту бесплатно, либо со скидкой, установленной действующим законодательством. 

Как узнать бесплатным или платным должно быть обследование?

Если вам предлагают на платной основе провести операцию, либо обследование, вы можете узнать у лечащего врача, входит ли данная медицинская услуга в программу государственных гарантий, т.е. должна ли она предоставляться бесплатно. Если вам предлагают не предусмотренную данной программой медицинскую услугу, лечащий врач должен проинформировать вас о праве на бесплатную медицинскую помощь — разъяснить возможность получить другую, подходящую для вас медицинскую услугу бесплатно. Врач обязан проинформировать вас обо всех побочных действиях как рекомендуемой платной, так и предоставляемой бесплатно медицинской услуги. Только после получения всей необходимой информации пациент может сделать выбор либо в пользу бесплатного, либо в пользу платного лечения. Для получения указанной информации вы также можете обратиться в страховую медицинскую организацию и узнать, входит ли данная медицинская услуга в программу государственных гарантий и должна ли она предоставляться бесплатно.

Можно ли выбрать по своему желанию лечебное учреждение или врача?  

Да. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического по согласованию с администрацией лечебного учреждения. 

Как можно получить медицинскую помощь за пределами постоянного места проживания, в том числе специализированную или дорогостоящую?

Направление больных, страдающих сложными видами заболеваний, на лечение в медицинские центры, научно-исследовательские институты и клиники за пределы постоянного места проживания осуществляется в случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях на постоянном месте проживания.Для решения вопроса получения направления на лечение за пределами постоянного места проживания необходимо обратиться в органы управления здравоохранением. Оплата лечения в медицинских учреждениях за пределами места постоянного проживания гражданам, не имеющим направления на лечение от  органа управления здравоохранением, производится за счет граждан. 

Какие нарушения прав застрахованных встречаются чаще всего?

Не всегда наши права, которые мы получаем, являясь застрахованными по ОМС и имея на руках полис ОМС, соблюдаются.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения прав застрахованных

  1. Необоснованный отказ от оказания медицинской помощи, неоказание медицинской помощи, повлекшие за собой причинение вреда здоровью либо смерть застрахованного.
  2. Некачественное оказание медицинской помощи, повлекшее неблагоприятные последствия для застрахованного. Здесь можно выделить следующие нарушения:

а) поздняя диагностика и неоправданно затянувшийся диагностический процесс, повлекшие позднее начало патогенетической терапии и, как следствие, запоздалое излечение больного, что оказалось связанным с удлинением сроков физического и нравственного страдания пациента;

б) неправильная диагностика заболевания, повлекшая неадекватное лечение, удлинение сроков лечения, развитие возможных осложнений и, как следствие, причинение дополнительных физических и нравственных страданий, смерть;

в) ошибочный выбор способа хирургического вмешательства, вида медицинской процедуры или лекарственной терапии, повлекший утяжеление состояния больного, развитие осложнений, удлинение сроков лечения, возможную инвалидизацию, смерть;

г) ошибки при выполнении хирургических операций, медицинских процедур и медикаментозной терапии, повлекшие утяжеление состояния больного, развитие осложнений, удлинение сроков лечения, возможную инвалидизацию, смерть;

д) поздняя госпитализация, сопровождающаяся утяжелением состояния больного или пострадавшего и повлекшая дополнительные физические и нравственные страдания, смерть;

е) нарушение правил транспортировки пострадавшего или больного, приведшее к развитию острых осложнений, критического состояния здоровья, смерти;

ж) нарушение преемственности в лечении, выражающееся в неполучении информации о лечебно - диагностических мероприятиях, выполнявшихся на предыдущих этапах диагностики и лечения, вследствие которого ухудшается состояние здоровья пациента;

з) неоправданно ранняя выписка больного из стационара; преждевременное прекращение амбулаторного или стационарного лечения;

и) ошибки или небрежность при ведении медицинской документации, приводящие к ошибочной или поздней диагностике, нарушению преемственности в лечении, ошибочному врачебно - экспертному решению и, как следствие, к причинению пациенту морального вреда;

к) ненадлежащие санитарно - гигиенические условия, приводящие к ухудшению физического состояния здоровья, смерти;

л) грубое, бестактное, неуважительное, негуманное отношение медицинского персонала к человеку, обратившемуся в лечебно - профилактическое учреждение за медицинской помощью; к пациенту, находящемуся в стационаре в беспомощном состоянии; к больному, которому проводятся медицинские процедуры в порядке лечения или реабилитации.

  • Несоблюдение права пациента на отказ от медицинского вмешательства.
  • Взимание платы с застрахованного за оказание медицинской помощи, входящей в программу обязательного медицинского страхования.
  • Нарушение прав застрахованного в части его информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения и на сохранение в тайне сведений, составляющих врачебную тайну.
  • Нарушение права на выбор СМО, лечебного учреждения, лечащего врача.
  • Нарушение права на допуск адвоката или иного законного представителя для защиты прав пациента, допуск священнослужителя.

Зачем нужны диспансеризация и профилактические осмотры?

Диспансеризация позволяет сохранить и укрепить здоровье, а при необходимости своевременно провести дополнительное обследование и лечение. Ведь даже если человек считает себя здоровым, во время диспансеризации у него нередко обнаруживаются хронические неинфекционные заболевания, лечение которых наиболее эффективно на ранней стадии.

Диспансеризация проводится для взрослого населения - 1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно, и ежегодно в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан.

Профосмотр или диспансеризация проводятся бесплатно при наличии паспорта и полиса ОМС в поликлинике по месту прикрепления, в отделении или кабинете медицинской.